Сайт разработан при финансовой поддержке Европейского Союза
Культурный ландшафт так называемой Урицкой котловины формировался в IX—XIII вв. — времени, когда существовала Тустань, раннесредневековая деревянная крепость. Она выполняла функции оборонного, административного и таможенного пункта на торговом соляном пути через Карпаты. Тустань была важным объектом в системе карпатской линии обороны Галицко-Волынского княжества. Этот наскальный оборонный комплекс был вершиной мастерства тогдашних строителей. Просуществовала крепость до ХVI в. и впоследствии пришла в упадок, однако недалеко от развалин Тустани, в долине речки Урычанки, возникло поселение Урыч. Впервые Урыч упоминается в письменных источниках под 1565 годом, в них указано, что поселение расположено под городищем Тустань.
По результатам исследований крепости украинский ученый Михаил Рожко создал графическую реконструкцию наскальной деревянной застройки. Воссоздать облик крепости удалось благодаря сохранившимся в скалах пазам и остаткам деревянных конструкций, найденным при раскопках. Анализируя следы наскальной застройки Тустани, М. Рожко обнаружил сходство архитектуры крепости ХІІІ-XVI в. с традиционной застройкой села Урыч начиная от XVII, которая сохранилась в аутентичном виде до середины XX в. По мнению ученого, начиная с ХVI в. в этой местности формировалась и развивалась бойковская архитектурная традиция, которая продолжила формы и традиции деревянного зодчества времен Галицко-Волынского княжества.
На сегодня Тустань — комплексный памятник археологии национального значения «Городище летописного города Тустань» площадью более 40 га под эгидой Государственного историко-культурного заповедника «Тустань». Наскальный комплекс и долина бойковского села Урыч, которые входят в охранные зоны памятника, формируют особенно ценный для украинцев культурный ландшафт, который сохраняет национальную память.
На протяжении XVII—XIX вв. село Урыч застраивалось в классическом бойковском стиле. Село протянулось вдоль речки Урычанки, в основном на более пологом левом берегу. Кроме того, земли на левом берегу использовались под поля и пастбища. Постепенно сформировались традиции возведения многокамерных срубных домов, на переднем фасаде которых устраивали галерею. Дома покрывали соломой, а более состоятельные хозяева — деревянными дощечками — «гонтом».
На архитектуре Урыча отразились изменения в социально-экономической ситуации Западной Украины. В конце XIX в. на этих территориях началась нефтедобыча, повлекшая приток переселенцев, в частности поляков, немцев и евреев, из других местностей. С прибытием немецких колонистов в Урыче возникли дома особого типа, нетрадиционного для Бойковщины. До сих пор в центральной части села сохранились два дома, построенные на основе компактного «немецкого» плана, то есть приближенного к квадрату. Увеличение численности населения побудило жителей построить в 1908—1911 гг. новую, более вместительную деревянную церковь св. Николая (сегодня — памятник архитектуры местного значения). Старую деревянную церковь начала XVII в., которая в то время была самой древней на территории нынешнего Сколевского района, разобрали в 1913 году. Рядом с церковью в 40-х гг. ХХ в. местная община построила новый дом для священника, где сейчас находится Музей истории Тустани. В это же время на правом берегу реки появилось двухэтажное строение школы (здание кон. XIX — нач. ХХ в., было перенесено с территории бывшего пансионата Дрогобычской гимназии в Урыче).
В конце 1960-х гг., при советской власти, возле церкви построено уродливое здание, так называемый клуб, который заменил собой центр довоенной культурной жизни села — общество «Просвита». Эта новостройка стала доминантой в ландшафте села Урыч. Сегодня храм вместе с плебанией и клубом, расположенные в центральной части села, образуют небольшой архитектурно-ландшафтный комплекс.
После Второй мировой войны кроме клуба появляются и другие дисгармоничные сооружения, в том числе производственный комплекс для откорма крупного рогатого скота. Дома в это время строят без соблюдения местных традиционных форм и декоративных элементов; для сооружения жилья используют такие нетрадиционные материалы, как бетон, кирпич и пластик.
Несмотря на все эти факторы в отдаленном от основных магистралей селе Урыч сохранилось много образцов жилых деревянных домов, которые отражают традиции местной архитектуры середины XIX — начала ХХ в.
Близость к бальнеологическим курортам Украины (Схидныця, Трускавец), наличие памятника археологии национального значения, замечательная горная природа, бойковская деревянная архитектура — это все формирует ресурс для развития села Урыч, однако, с другой стороны, представляет угрозу сохранению традиционного культурного ландшафта. Несмотря на свои уникальные природные и культурные возможности, а также туристическую привлекательность (ежегодно Тустань посещает 50-60 тыс. туристов) Урыч на наших глазах приходит в упадок, в селе постоянно проживает лишь около 100 человек, большинство из которых пенсионного возраста. С ликвидацией колхозно-совхозной системы и прекращением нефтедобычи ландшафт Урыча приобрел свой первоначальный вид, однако сейчас местные жители уже неохотно занимаются сельским хозяйством. Значительное количество исторической застройки заброшено и быстро разрушается в условиях влажного горного климата.
Угрозу традиционному культурному ландшафту составляет и значительный интерес со стороны инвесторов, которые стремятся простейшими способами развивать туристическую инфраструктуру вокруг Тустани. Нынешнему поколению еще сложно оценить уникальность села Урыч, культурные признаки которого сформированы в течение полтысячелетия. Считаем, что аутентичность и местный колорит, который уже давно высоко оценен в Европе, скоро станет преимуществом в туристической сфере Украины. Наш долг — помешать агрессивному вмешательству в традиционный культурный ландшафт Урыча, а также уникального памятника — средневековой наскальной крепости Тустань.