Сайт разработан при финансовой поддержке Европейского Союза
Кенозерcкий национальный парк по праву можно назвать «территорией культурного ландшафта», учитывая глубину и гармонию взаимовлияния человека и природы на этой земле. Многовековая история, сохранившиеся традиции, памятники и объекты природы и культуры – все тесным образом переплетено и увязано в пространстве Парка, в сознании живущих там людей. Если посмотреть на лесоустроительную карту Парка, то можно увидеть поразительную мозаику небольших фрагментов различного породного состава и возраста лесов, полей, озер и болот. Такое неестественное для подзоны средней тайги разнообразие свидетельствует о том, что еще в недавнем прошлом все природные элементы ландшафта были вовлечены в хозяйственное использование. Здесь сохраняются черты и функциональные особенности традиционного ландшафта, характерного для русского средневековья.
Историко-культурные элементы культурных ландшафтов Парка («святые» рощи, часовни, поклонные кресты, жилые и хозяйственные постройки и т.д.) являются объектами высокой ценности, своеобразной визитной карточкой Парка, важнейшими составляющими образа территории. Высокая степень сохранности культурных ландшафтов и концентрация их ценных элементов делает Кенозерский национальный парк уникальным регионом, аналога которому нет на территории России и других стран мира.
В границах культурных ландшафтов продолжают жить люди – носители традиционной культуры, потомки тех, кто когда-то создавал это природно-культурное разнообразие. Жизнь на Севере никогда не была легкой, но она всегда была свободной. Архангельский край не знал крепостного права, что позволяло крестьянской культуре быть доминирующей, до XVIII в. он оставался единственным окном в Европу, воспринимая технический прогресс Запада, но при этом свято соблюдая законы и заветы предков. И вот эта верность традициям и определяла ценностные ориентиры, представление о мире северного крестьянина. Все, что он делал, он делал собственными руками и талантом. И при всей тяжести и суровости жизни он замечал и чувствовал красоту. Поэтому в Кенозерье культура прислушивается к природе, и есть в этом особая устремленность к небу.
Мировоззрение людей, их хозяйственный и культурный уклад, способы природопользования, безусловно, формирует природная среда. Например, на севере России, где и расположен Кенозерский национальный парк, древние племена были прекрасно адаптированы к жизни в северной тайге. Они обожествляли деревья, занимались охотой и рыболовством, и создали замечательную «культуру леса». Человек был полностью слит с природной средой и практически не изменял окружающий ландшафт.
Славянское население, пришедшее сюда в XIII – XIV веках, принесло совершенно другие традиции. В основе их было землепашество и христианство. Освоение русскими крестьянами богатейших природных богатств Кенозерья велось без ущерба для природы, с её хорошим знанием, чувством единства природной среды и человеческого жилья – тем, что составляет основу экологических представлений народа, возникших задолго до оформления экологии как науки. Произошло слияние двух культур: «культуры леса» и «культуры поля», и формирование своеобразной культуры Русского Севера.
На этих территориях сложился и утвердил себя особый тип поселения – деревня. Каждая из них имеет свою композицию, согласующуюся с окружающей природой. Деревня – это не только дома и улицы, а и сложившиеся отношения людей: добрососедство, взаимопомощь, коллективная забота о подрастающем поколении, память о порядках, свои обычаи и традиции.
Безусловно, за свою историю, особенно во второй половине XX в., Кенозерье претерпело значительные изменения: опустели когда-то многолюдные деревни, сократилась численность населения, произошли утраты культурного наследия, лес отвоевывает обратно утраченные когда-то рубежи. И все-таки к моменту создания национального парка относительно других мест Кенозерье в большей степени сохранило свое природное, историко-культурное и духовное наследие. Можно предположить, что этому способствовала красота кенозерских мест и следование традициям на глубинном, эмоциональном уровне, удержавшее людей от непродуманных действий и решений. Жизнь по заветам предков была для этой территории способом сохранения национального самосознания. Это и определило особую специфику Парка – сохранение, изучение и полноценное развитие всех видов наследия – природного и культурного, материального и нематериального. Связующим звеном культурного и природного наследия Кенозерского национального парка выступает культурный ландшафт.
Качественно новым не только для Кенозерского национального парка, но и для всей российской системы заповедных территорий стало выделение культурных ландшафтов, как комплексного объекта управления. В Менеджмент-плане Парка (План управления и развития, 2001 г.) впервые в России совместно со специалистами Российского научно исследовательского института культурного и природного наследия была разработана типология и классификация культурных ландшафтов, выполнена привязка к местности, дана характеристика культурного ландшафта как объекта наследия в разных аспектах. Для практической работы выбраны его ключевые участки, представляющие наибольшую ценность по международным критериям, их состояние в значительной мере определяет его устойчивость, целостность и ценность.
К сожалению, в полной мере применить комплексный подход к сохранению культурных ландшафтов практически невозможно. В российском законодательстве об особо охраняемых природных территориях культурный ландшафт, как отдельное понятие, не выделяется, полностью отсутствует финансирование работ по сохранению культурных ландшафтов.
Концепция поддержания и использования традиционных культурных ландшафтов Кенозерского национального парка предполагает, с одной стороны, искусственную «консервацию» и «реставрацию» приоритетных агроландшафтов в оставленных людьми деревнях. С другой стороны – разработку и реализацию программ поддержки местного населения, интерес которого к сохранению традиционного образа жизни необходимо использовать и развивать для сохранения основных структур ландшафта в жилых деревнях. И тут, вероятно, необходимо переосмыслить целевую основу хозяйствования. То есть, в её основе должно лежать не столько получение сельскохозяйственной продукции, сколько предоставление ландшафта с использованием старинных методов природопользования и бытового уклада в качестве туристического продукта.
Угроза утраты некоторых элементов ландшафтов снимается расчисткой старинных монастырских троп, дорог-тележниц, вырубкой древесно-кустарниковой растительности, выборочным сенокошением. Реализуется долгосрочная программа «паспортизация деревень», изучается биоразнообразие, разрабатываются историко-архитектурные опорные планы деревень, зоны охраны памятников архитектуры, сохраняется традиционная народная культура.
Кроме этого, уберечь от деградации культурный ландшафт можно при условии ведения местным населением традиционных видов природопользования, прежде всего, сельского хозяйства. Но для их функционирования нет уже ни экономических предпосылок, ни демографических возможностей.
Елена Шатковская, Александр Козыкин, Юрий Веденин,
Александра Яковлева, Денис Тормосов